Практическое занятие № 10. Решение экспериментальных задач по разделу «Металлы»

Решебник по химии за 9 класс (Л. С.Гузей, В. В.Сорокин, Р. П.Суровцева, 2000 год),
задача №10
к главе «Практические занятия».

Оборудование. Штатив с пробирками, прибор для получения газов (заправленный для получения углекислого газа), голубой светофильтр, спиртовка (горелка), спички.

Вещества. Алюминий, известковая вода, 10% — е растворы гидроксида натрия, серной, соляной, азотной кислот, сульфатов железа (III) и магния, карбоната натрия, хлоридов железа (III), алюминия и бария, 1%-й раствор нитрата серебра, 5%-е растворы красной кровяной соли K3[Fe(CN)6] и желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6], раствор лакмуса, оксид магния, мел, сода, гипс, набор из растворов карбоната натрия, хлорида магния, хлорида бария — соответственно пробирки № 1, № 2, № 3, набор из растворов хлорида калия, хлорида кальция, карбоната натрия — соответственно пробирки № 4, № 5, № 6, набор из растворов хлорида алюминия, хлорида бария, сульфата железа (II) — соответственно пробирки № 7, № 8, № 9, набор порошков из соды, мела, гипса, жесткая вода (две колбы), дистиллированная вода (в стакане).

Примеры экспериментальных задач

1. Вы имеете три набора растворов: первый набор — пробирки № 1, № 2, № 3, второй набор — пробирки № 4, № 5, № 6 и третий набор — пробирки № 7, № 8, № 9.

Составьте план анализа веществ в наборах и проведите реакции их распознавания. Напишите уравнения проведенных вами реакций.

2. Вам выдан набор порошков — мел, сода, гипс. Составьте план анализа веществ и проведите реакции для их распознавания. Дайте мотивированное объяснение выбранным вами реакциям и запишите их ионные уравнения.

3. Вы имеете две колбы с водой, содержащей соли временной жесткости (в одной колбе) и соли постоянной жесткости (в другой колбе). Установите характер жесткости каждого образца воды. Напишите уравнения реакций, которые вы провели для определения солей жесткости.

4. Проведите реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения соответствующих реакций.

5. Получите с помощью имеющихся в вашем распоряжении реактивов гидроксид алюминия и экспериментально докажите его амфотерность.

Запишите ионные уравнения соответствующих реакций.

6. Проведите реакции, которые выражены следующими сокращенными ионными уравнениями:

7. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II) и хлорида железа (III). Напишите ионные уравнения проделанных реакций.

8. Получите с помощью реакций обмена карбонат и сульфат кальция, используя для этого растворы гидроксида кальция, серной кислоты и карбоната натрия. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения проведенных реакций.

9. Из хлорида железа (III) получите оксид железа (III). Напишите уравнения проведенных реакций.

10. Исходя из алюминия, получите его хлорид, гидроксид и алюминат. Напишите уравнения осуществимых реакций.

Сначала растворим порошки в воде, из 3-х порошков растворится только сода.

Урок по химии для 9 класса: «Практическая работа №3» тема: Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их кислородные соединения».

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Урок «Практическая работа №3»

тема: Решение экспериментальных задач по теме

«Металлы и их кислородные соединения».

Цель: на основе знаний о металлах и их кислородных соединений научиться решать экспериментальные задачи; уметь проводить качественные реакции. соблюдать правила ТБ.

— углубить и систематизировать знания учащихся о металлах и их кислородных

соединений; закрепление практических навыков при решении эксперименталь-

ных задач, умение составлять уравнения реакций.

— развитие навыков практической работы и развивать познавательный интерес,

используя приемы самостоятельной работы, умение проводить лабораторные

— воспитание аккуратности при выполнении практических работ и соблюдении

правил по технике безопасности; бережное отношение к реактивам.

Тип урока: практическое занятие с использованием информационно – коммуникативных технологий: интерактивной доски.

Метод обучения: самостоятельная работа.

1. Интерактивная доска: (с подготовленными записями)

Девиз урока: Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай. (С. Щипачев)

Тема урока (на бегущей строке): «Практическая работа №3»

тема: Решение экспериментальных задач по теме

«Металлы и их кислородные соединения».

2. Электронное учебное пособие по химии «Репетитор: Химия»

3. Лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, пробиркодержатель, спиртовка.

4. Реактивы: 1. металлы: цинк, железо, медь; соляная кислота.

2. р-ры хлорида меди (2), сульфата железа (2), железо, медь, алюминий.

3. хлорид меди (2), гидроксид натрия.

4. хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота.

Орг. момент. проверить готовность уч-ся к уроку, работа в группе.

Что было задано домой?

— Производство чугуна и стали п. 44.

1. Что такое металлургия и каково ее значение в народном хозяйстве?

— Металлургия – это наука о промышленных способах получения металлов.

2. На какие отрасли подразделяется металлургия?

— на черную и цветную металлургию. К черной металлургии относится производство железа и его сплавов, а к цветной – производство остальных металлов и их сплавов.

3. Назовите основные сплавы железа?

4. Чем отличается чугун от стали по составу и свойствам?

— Чугун и сталь являются сплавами железа с углеродом. Чугун содержит более 2,14% углерода, сталь обычно содержит несколько десятых процента углерода. Чугун содержит также небольшое количество кремния, фосфора и серы.

Различие в составе чугуна и стали вызывает и сильное различие в свойствах. Чугун – хрупкий материал, его можно обрабатывать только литьем ( т. е. разливать жидкий чугун в формы). Из — за хрупкости чугун непригоден для изготовления большинства деталей и инструментов. Сталь при обычной температуре упруг, а при нагревании приобретает пластичность, ее можно обрабатывать ковкой и прокатыванием.

5. В чем заключается производство чугуна?

— Чугун получают из железных руд в доменных печах. Домна – печь высотой 60м, внутри выложена огнеупорным кирпичом. В верхнюю часть домны загружают измельченную железную руду ( Fe 2 O 3 с примесью SiO 2), кокс ( C ), флюсы ( CaCO 3 MgCO 3)-для очищения руды от песка, а снизу вдувают воздух.

Химизм доменного процесса сводится к постепенному высвобождению железа от оксидов.

в доменной печи происходит восстановление железа (сверху вниз) с образованием чугуна.

6. Как в промышленности производят сталь?

— При получении стали из чугуна, необходимо очистить чугун от примесей С, Si , Mn , P , S . Для этого примеси оксиляют кислородом. при этом происходит и частичное окисление самого железа.

Образовавшиеся СО2, S О2 газообразны и удаляются с дымовыми газами. для удаления SiO 2 и P 2 O 5 добавляют известняк. При этом образуются силикат и фосфат кальция, которые удаляются в виде шлаков.

7. Назовите известные вам способы получения стали. В чем заключаются преимущество каждого способа?

— Кислородно-конветорный способ Бессемера, мартеновский способ, в электропечах. 1способ — экономичен, для поддержания нужной температуры в конверторе не требуется сжигать топливо. необходимая температура (1700 0 С) достигается в результате экзотермических реакций окисления примесей.

Преимущество 2 способа – в том что можно контролировать и получать стали различных марок.

В электропечах – получают высококачественные легированные стали с высокими температурами плавления.

8. Какие виды чугуна и стали вы знаете? Где их применяют?

— Серый чугун (93% Fe ) — Литые детали: шестерни, колеса.

Белый чугун — Переработка в сталь.

Легированная сталь — Детали авиамоторов, резцы.

Углеродистые стали — В промышленности.

Конструкционные стали — Детали машин, конструкции и сооружений.

Инструментальные стали — Для режущих, измерительных инструментов.

Стали с особыми свойствами.— Нержавеющие, жаростойкие, магнитные детали.

3. Изучение нового материала.

Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».

На каких уроках химии можно использовать полученные знания?

— на практическом уроке.

«Практическая работа №3»

тема: Решение экспериментальных задач по теме

«Металлы и их кислородные соединения».

Цель урока: определяют уч-ся самостоятельно.

Подготовка к практической работе:

Инструктаж перед практической работой.

Представим себе, что мы на химическом заводе в лаборатории. Прежде чем выпустить какую – либо продукцию, необходимо провести ряд анализов, химических реакций. Чем мы с вами сейчас и займемся.

Я, как главный научный сотрудник лаборатории назначаю технолога в каждой группе (назвать Ф. И. уч-ся). Мы с вами должны провести ряд лабораторных анализов, которые записаны в технологических картах, разработанных главным научным сотрудников лаборатории. Для того чтобы учесть все этапы работы, вам необходимо оформить отчет в тетради для лабораторных работ.

Но перед началом работы необходимо провести инструктаж по ТБ.

Сегодня в нашей лаборатории инженером по ТБ назначается (Ф. И. уч-ся), который про-ведет инструктаж.

Инженер по ТБ: «Я обращаю внимание на правила работы с кислотами и щелочами и правилами оказания первой помощи. с кислотами и щелочами вам нужно работать очень осторожно. Если случайно кислота или щелочь попадет на руку или одежду, немедленно смойте ее большим количеством прохладной воды. Запрещается обрабатывать поражен-ный участок увлажненным тампоном.

Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказалась сверху. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус.

Главный научный сотрудник: « В технологической карте даны задания, которые вы должны выполнить строго по инструкции и записать уравнения реакций.

4. Практическая работа.

1. Опыт 1: выполняют уч-ся в группе.

Сделайте вывод по опыту 1.

Вывод: Zn +2 HCl = ZnCl 2+ H 2

Cu + HCl = не протекает.

Почему медь не реагирует с соляной кислотой?

В ряду активности Ме медь находиться правее водорода, поэтому растворяется только в сильных окислителях (азотной и серной кислоте).

Демонстрация опыта по электронному учебнику «Репетитор: Химия».

1 действие – значок «Раздел «Неорганическая химия»

2 действие – выбрать главу 15 и тему 15.5

3 действие – тема «Свойства»

4 действие – реакция взаимодействия меди с азотной кислотой.

2. Опыт 2 уч-ся выполняют самостоятельно.

Какой вывод можно сделать по данному опыту?

Вывод: CuCl 2+ Fe = FeCl 2+ Cu 3 CuCl 2+2 Al =2 AlCl 3+3 Cu FeSO 4+ Cu =не протекает

Более активный Ме вытесняет менее активный Ме из его солей.

3. Демонстрация опыта 3 по электронному учебнику «Репетитор: Химия».

1 действие – значок «Раздел «Неорганическая химия»

2 действие – выбрать главу 12 и тему 12.3

3 действие – тема «Гидроксиды алюминия»

4 действие – реакция взаимодействия хлорида алюминия с гидроксидом натрия.

1 действие – внизу значок «Альбом»

2 действие – тема «Элементы 3 группы»

3 действие — опыт получение и свойства гидроксида алюминия.

Вывод : AlCl 3 +3NaOH=Al(OH) 3 +3NaCl

Какие свойства проявляет вещество, если оно взаимодействует и с кислотами и с щелочами?

— Проявляет амфотерные свойства.

4. Опыт 4 выполняют уч-ся самостоятельно.

Вывод: CuCl 2+2 NaOH = Cu ( OH )2+2 NaCl – осадок синего цвета

CuSO 4 +2 NaOH = Cu ( OH )2+ Na 2 SO 4 – осадок синего цвета

FeCl 2+2 NaOH = Fe ( OH )2+2 NaCl – осадок зеленого цвета.

Демонстрация таблицы растворимости солей по электронному учебнику «Репетитор: Химия».

1 действие – значок внизу «таблица»

2 действие – таблица растворимости солей и оснований.

5. Вывод урока. (уч-ся делают самостоятельно)

Сегодня на уроке мы закрепили и углубили знания по теме «Металлы и кислородные соединения».

Какой мы можем сделать вывод после проведения практической работы?

— Изучили химические свойства металлов. Ме являются восстановителями. При взаимодействии Ме с кислотами продукты реакции зависят от активности Ме. Более активный Ме вытесняет менее активный Ме из его солей.

6. Д/з повт. тему «Металлы»

9кл. Карточка — инструкция к практической работе 3.

Тема: Экспериментальные задачи по теме «Металлы и кислородные соединения».

Опыт1. Опытным путем докажите, растворимость цинка в соляной кислоте.

Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт 2. Дан раствор соли хлорида меди(2);

Задание: Может ли взаимодействовать металл железо в реакции замещения? Напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт 3. Как из хлорида алюминия получить гидроксид алюминия. Докажите его свойства.

Задание: Составьте уравнение реакций.

Опыт 4. Опытным путем из хлорида меди (2) получите гидроксид меди (2).

Задание: Напишите соответствующие уравнения реакций в ионном виде.

Оформите работу в тетради, и письменно ответьте на задание.

9кл. Карточка — инструкция к практической работе 3 на стр. 136.

Тема: Экспериментальные задачи по теме «Металлы и кислородные соединения».

Опыт1. Опытным путем докажите, растворимость железо в соляной кислоте.

Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт2. Дан раствор соли сульфата железа (2);

Задание: Может ли взаимодействовать металл медь в реакции замещения? Напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт 3. Как из хлорида алюминия получить гидроксид алюминия. Докажите его свойства.

Задание: Составьте уравнение реакций.

Опыт 4. Опытным путем из сульфата меди (2) получите гидроксид меди (2).

Задание: Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Оформите работу в тетради, и письменно ответьте на задание.

9кл. Карточка — инструкция к практической работе 3 на стр. 136.

Тема: Экспериментальные задачи по теме «Металлы и кислородные соединения».

Опыт1. Опытным путем докажите, растворимость меди в соляной кислоте.

Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт2. Дан раствор соли хлорида меди(2);

Задание: Может ли взаимодействовать металл алюминия в реакции замещения? Напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт 3. Как из хлорида алюминия получить гидроксид алюминия. Докажите его свойства.

Задание: Составьте уравнение реакций.

Опыт 4. Опытным путем из сульфата железа (2) получите гидроксид железа (2).

Задание: Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Оформите работу в тетради, и письменно ответьте на задание.

Практическая работа № 5 «Металлы и их соединения» 9 класс

Разработка инструктивной карты практической работы № 5 решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» для 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 5 «Металлы и их соединения» 9 класс»

Практическая работа № 5

Решение экспериментальных задач по теме

«Металлы и их соединения»

Цель урока: повторить основные вопросы химии металлов. На практике закрепить знания об основных свойствах металлов, качественные реакции по металлам.

С правилами по ТБ и БЖД во время выполнения практической работы ознакомлен (а).

Получите гидроксид алюминия, используя хлорид алюминия и гидроксид натрия. Докажем амфотерный характер А1(ОН)3.

1) В пробирку с раствором хлорида алюминия добавим по каплям раствор щелочи:

А1С13 + 3NaOH(недостаток) = 3NaCl + Al(OH)3

Al 3+ + 3Сl — + 3Na + + 3ОН — = А1(ОН)3↓ + 3Na + + 3Сl —

Наблюдаем образование белого осадка гидроксида алюминия.

2) В другую пробирку с раствором щелочи добавим раствор хлорида алюминия. В данном случае, щелочь присутствует в избытке, поэтому А1(ОН)3 в начале не образуется, идет образование алюмината натрия:

А1С13 + 4NaOH(избыток) = NaA1О2 + 3NaCl + 2Н2О

А1 3+ + 3Сl — + 4Na + + 4ОН — = Na + + А1О2 — + 3Na + + 3Сl — + 2Н2О

Только, после добавления избытка А1С13 выпадет осадок А1(ОН)3.

3) Докажем амфотерный характер А1(ОН)3. Для этого, полученный осадок А1(ОН)3 разделим на 2 пробирки. В одну из пробирок добавим раствор любой сильной кислоты, в другую — раствор щелочи (избыток). В обоих случаях наблюдаем растворение осадка гидроксида алюминия:

Докажите качественный состав СаС12. Проведите реакции, характерные для катиона кальция и хлорид-аниона.

Для получения FeSО4 осуществим следующие превращения:

Отчет о выполнении работы оформите в виде таблицы: