Решение экологических задач на устойчивость и развитие практическая работа

В треугольнике ABC AD-биссектриса, угол C равен 30,угол BAD равен 69,Найдите угол ADB, Ответ дайте в градусах! Реклама. Попроси больше объяснений; Следить ? Отметить нарушение ? Alimilli 22.04.2014. Войти чтобы добавить комментарий.

Методические рекомендации по выполнению практических работ по экологии для студентов 1 курса по профессии «Автомеханик»

Скачать материал целиком можно бесплатно по ссылке внизу страницы.

2. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

3. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

Практическая работа №9.

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

Цель: закрепить и углубить знания по методике решения задач по экологии качественных и с химическим содержанием, помочь студентам разобраться в разнообразии направлений устойчивого развития современного общества, найти ответы на вопросы о защите природы и использовать эти знания в жизни.

Задача 1. В стратосфере на высоте 20 -30 км находится слой озона O 3 , защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Санкт-Петербурга в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного петербуржца?

√ (O 3 )=150 моль 1) Вычислим число молекул озона:

Найти: N(O 3 ) = 150 моль · 6,02·10 23 молекул/моль = 9,03·10 25 молекул

N(O 3 ) = ? 2) Вычислим массу озона:

M(O 3 ) = 150 моль·48 г/моль = 7200 г = 7,2 кг

Ответ: N(O 3 ) = 9,03·10 25 молекул, m(O 3 ) = 7,2 кг.

Задача 2 . Установлено, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может обезвредить без ущерба для него свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора. Рассчитайте, какое количество указанных газов может обезвредить одно такое дерево.

M(SO 2 ) = 500 г 1) Определим молярные массы указанных газов:

2) Вычислим количество вещества каждого газа, которое может Найти: обезвредить одно дерево:

Решая эту задачу, учащиеся узнают о роли растений в обезвреживании ядовитых газов. Подобные факты еще раз убеждают их в необходимости сохранения каждого дерева и мобилизуют на активное участие в озеленении своего города

Задача 3 . При сгорании в карбюраторе автомобиля 1кг горючего в воздух выбрасывается до 800 г оксида углерода (II). Вычислите массу и объем (н. у.) оксида углерода (II), образующегося при сгорании 100 кг горючего.

Задачу можно решить устно. Путем простых математических вычислений можно прийти к выводу, что при сгорании 100 кг горючего может образоваться оксид углерода (II) массой 80 кг.

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY. ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY. ORG

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Решение экологических задач на устойчивость и развитие практическая работа

Практическая работа №14 — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Практическая работа №14» 2014, 2015.

Мы получили графики функций в одной системе координат. Используя вкладки Конструктор, Макет, Формат, можно изменить параметры графиков. Последний пример удобно использовать, если нужно найти точки пересечения функций с помощью графиков. При этом можно изменить. «

Читайте также

Тема: «Расчеты и графическое построение тяговых и удельно-тяговых характерискик заданного локомотива» Цель работы: Научиться расчитывать тяговые характеристики (скоростные и электро-тяговые) и строить графики, определять ограничения силы сцепления колеса с рельсом. [читать подробнее].

По выполнению практической работы № 10-11 Инструктивная карта СПЕЦИФИКАЦИЯ ЖБ ЭЛЕМЕНТОВ. Практическая работа №3 Тема №5.2 Раздел V. По выполнению практической работы № 9 Конструкции промышленных зданий. [читать подробнее].

Литература по астрономии Основная литература для учащихся: 1. Галузо, И. В. Астрономия: учеб. пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. И. В. Галузо, В. А. Голубев, А. А. Шимбалев. — Минск: Народная асвета, 2009 г. 2. Галузо, И. В. Астрономия: сб. разноуровневых задании. [читать подробнее].

Вопросы для самоконтроля Взаимосвязи между физическими, химическими и биологическими процессами Практическое занятие № 4 Тест для самоконтроля Выберите один правильный ответ 1. Изменение одной аминокислоты только в одном белке а). [читать подробнее].

Вопросы для самоконтроля Изучение изменчивости Практическое занятие № 3 Тест для самоконтроля Сформулируйте вывод по всей работе Расщепление пероксида водорода ферментом каталаза Оборудование: 3% раствор. [читать подробнее].

Вопросы для самоконтроля Взаимосвязи между физическими, химическими и биологическими процессами Практическое занятие № 4 Тест для самоконтроля Выберите один правильный ответ 1. Изменение одной аминокислоты только в одном белке а). [читать подробнее].

Вопросы для самоконтроля Изучение изменчивости Практическое занятие № 3 Тест для самоконтроля Сформулируйте вывод по всей работе Расщепление пероксида водорода ферментом каталаза Оборудование: 3% раствор. [читать подробнее].

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. 1. Микроскопический анализ постоянного препарата «Комплекс Гольджи в клетках спинального ганглия» На препарате нервные клетки имеют округлую форму, ядра в клетках большие светлые пузыревидные с. [читать подробнее].

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Правила оформления лабораторной работы Необходимым элементом микроскопического изучения объекта является его зарисовка в альбом. Цель зарисовки — лучше понять и закрепить в памяти строение. [читать подробнее].

Основным видом практической работы на данное задание является индивидуальная курация больного и разбор больных по теме в группе. Во время самостоятельной работы студент должен: 1.В процессе сбора анамнеза, проведения объективного исследования (в соответствии с этапами. [читать подробнее].

Решение экологических задач на устойчивость и развитие практическая работа

Практические работы по экологии по профессии/специальности «Повар, кондитер»; «Парикмахер»

Практические работы по экологии по профессии/специальноси «Повар, кондитер»; «Парикмахер».

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего специального образования

Луганской Народной Республики

«Алчевский торгово-кулинарный колледж»

По профессии/ специальности (на базе рабочей профессии)

Введение Инструкция по безопасности жизнедеятельности во время проведения практических работ по экологии.

«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности»

«Описание жилища человека как искусственной экосистемы»

«Решение экологических задач на устойчивость и развитие»

«Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы»

Обучающийся допускается к выполнению практической работы при наличии тетрадей для практических работ, включающих общие правила по технике безопасности, название и номер практической работы, цель, оборудование, ход работы (инструкцию по выполнению) и практическую часть (таблицу).

Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в кабинете экологии. Перед началом выполнения практической работы обучающийся должен изучить правила по технике безопасности при работе с оборудованием по данной практической работе и в журнале инструктажа по технике безопасности в определённой графе должен поставить свою подпись.

Обучающийся подробно изучает инструкцию по выполнению практической работы, затем приступает к её выполнению.

В конце занятия преподаватель оценивает практическую работу определённой суммой баллов (по пятибалльной системе) и ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:

    Проведение практической работы; Соблюдение правил по ТБ; Оформление работы.

Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности

Цель: Определить роль и место человека по отношению к экосистемам в биосфере.

Под нишей в экологии понимают место вида в пространстве. Под статусом понимают отношение к факторам среды. В природном ландшафте, где ещё не отмечено влияние современной культуры, преобладают крупные деления — лесные массивы, степи или водные пространства. Освоение человеком территорий вызывает дробление ландшафта на части. Появляются новые факторы, влияющие на облик ландшафта: включение в него, во-первых, элементов, изменяющих поверхность земли, — сельскохозяйственных площадей, водоемов, автомобильных и железных дорог, отвалов пустой породы, заброшенных карьеров и прочих неудобных земель. Во-вторых, элементов, изменяющих объемно-пространственную структуру ландшафта, — населенных пунктов, промышленных сооружений, сети электропередач и прочих сооружений. Эти факторы сильно изменяют природный ландшафт. Часто, неразумное использование природных богатств, приводит к обезображиванию отдельных элементов ландшафта, а порой и к полному разрушению естественного облика целых районов.

Хозяйственная деятельность человека привела к появлению в природной среде планеты не свойственных ей ландшафтов; характеризуемых как антропогенные ландшафты. К ним относятся:

— городские ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие

— сельскохозяйственные ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены

— ландшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий, характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов

— ландшафты, сформированные в ходе нефтедобычи, отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных

Большая часть людей живёт в городах, поэтому находящиеся в равновесии с природой города – это цель деятельности человечества. Одной из задач в достижении этой цели является разумная деятельность в плане проектирования и организации культурных ландшафтов.

Задание. Построить схему и описать модель естественного природного ландшафта местности с учетом антропогенных изменений.

Форма отчета к практической работе № 1

1.Номер практической работы

2.Тема практической работы

3.Цель практической работы

4.Изобразить схему, сделать к ней описание

5.Ответить на вопросы:

Перечислите, чем отличается действие антропогенных факторов от природных на живые организмы, экосистемы, биосферу. Объясните причину этих отличий. 2.Назовите основные элементы среды, окружающей человека.

6. Сформулировать вывод

Тема: Описание жилища человека как искусственной экосистемы

Цель: Выяснить, является ли квартира экосистемой; что ее отличает от природной экосистемы; что входит в понятие «экологически чистое» жилище.

Квартира — не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют:

— продукты неполного сгорания газа;

— вещества, возникающие в процессе приго­товления пиши;

— вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. п.;

— бытовая химия и средства гигиены;

— соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных);

— электромагнитное загрязнение и др.

Концентрация загрязняющих веществ в квартирах в 2-5 раз выше, чем на улице города. Квартира как экосистема является гетеротрофной системой, похожей на город, но миниатюрный. Она существует за счет поступления энергии и ресурсов, так как главные ее обитатели – люди и животные, гетеротрофы.

Автотрофы в квартире – это комнатные растения (цветы в горшках, петрушка в ящиках на подоконнике или на лоджии, водные растения и микроорганизмы в аквариумах и т. п.). Растения в квартире улучшают эстетическую и гигиеническую картину: улучшают настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества – фитонциды, убивающие микробов. Живут в домах и лекарственные растения – алоэ, каланхоэ, лук и подобные им. Лучший очиститель воздуха в квартире – хлорофитум, а борец с микробами – герань.

Форма отчета к практической работе № 2

1.Номер практической работы

2.Тема практической работы

3.Цель практической работы

4. Выполните задания

Задание 1. Дайте экологическую характеристику своего места жительства по плану:

название населенного пункта его местонахождение характеристика почвы наличие вблизи автомобильных дорог, предприятий, зеленой зоны характеристика двора, тип здания наличие водоемов, характер водоснабжения

Задание2. Схематично изобразить квартиру и внести в нее следующие параметры:

А) виды энергии, поступающие в квартиру извне;

Б) какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании экосистемы квартиры, привести примеры и укажите их роль.

В)определить виды отходов в своей квартире, укажи, как эти вещества воздействуют на человека, как снизить их влияние в квартире.

6. Сформулировать вывод

Тема: Решение экологических задач на устойчивость и развитие

Цель работы: Закрепить знания о том, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.

Задача 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Задачи для самостоятельного решения

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

Форма отчета к практической работе № 3

1.Номер практической работы

2.Тема практической работы

3.Цель практической работы

4. Решить задачи Изобразить схему, сделать к ней описание

5. Сформулировать вывод

Тема: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

Цель работы: Закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости природных и антропогенных экосистем.

Оборудование: фотографии и видеоматериалы (продолжительность 2-3 мин.) природных и искусственных экосистем.

Биогеоценоз (синоним – экосистема) — однородный участок земли, в котором :

1.все его живые организмы (биоценоз) и 2. косное вещество (абиотические факторы)

Объединены обменом веществ и энергии в единый устойчивый природный комплекс.

Примеры биогеоценоза: пруд, дубрава, луг, моховая кочка, трухлявый пень и др.

В биогеоценозе (экосистеме) три функциональные группы организмов по типу питания:

1. Продуценты – Производители — зеленые растения, производящие живое вещество из неживого. Они аккумулируют солнечную энергию в процессе фотосинтеза и создают органические вещества, побочно выделяя кислород.

Тип питания – автотрофный.

2. Консументы – Потребители — организмы, использующие органические вещества продуцентов. К ним относятся животные:

— Травоядные животные – Потребители 1-го порядка едят растительную пищу

— Плотоядные хищники — Потребители 2-го порядка – животную пищу.

Тип питания — гетеротрофный.

3.Редуценты – грибы и бактерии, черви превращающие органическое вещество в минеральное, разлагая остатки мертвых растений, животных микроорганизмов. Гумус (перегной) вновь используются продуцентами.

Тип питания — гетеротрофный.

Но есть деление по типу возникновения. Искусственная экосистема, созданная человеком – агроэкосистема.

Форма отчета к практической работе № 4

1.Номер, тема, цель практической работы

2. Выполните задания

Задание 1. Дать оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы.

· Действует на экосистему

· Не действует на экосистему

· Действие направленно на достижение максимальной продуктивности

· Действие на экосистему минимально

Задание 2. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.

Задание 3. Сравнить природную экосистему и агроценоз, выбирая правильные характеристики из предложенных вариантов.

Характерно только для

Характерно только для

Наличие в цепях питания редуцентов Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека Наличие в цепях питания продуцентов Наличие в цепях питания консументов Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком Основной источник энергии – Солнце Обязательным элементом цепей питания является человек Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека Человек слабо влияет на круговорот веществ Неорганические вещества извлекаются продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы Характеризуется многообразие экологических ниш

3.Сформулируйте вывод в котором перечислите черты сходства агроценоза и природного биогеоценоза.

Просмотр содержимого документа

«Практические работы по экологии по профессии/специальности «Повар, кондитер»; «Парикмахер»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего специального образования

Луганской Народной Республики

«Алчевский торгово-кулинарный колледж»

Практические работы По дисциплине «Экология»

По профессии/ специальности (на базе рабочей профессии)

19.01.17 «Повар, кондитер»; 43.01.02 «Парикмахер»

СОДЕРЖАНИЕ Введение Инструкция по безопасности жизнедеятельности во время проведения практических работ по экологии.

Практическая работа №1

«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности»

Практическая работа №2

«Описание жилища человека как искусственной экосистемы»

Практическая работа №3

«Решение экологических задач на устойчивость и развитие»

Практическая работа №4

«Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы»

Обучающийся допускается к выполнению практической работы при наличии тетрадей для практических работ, включающих общие правила по технике безопасности, название и номер практической работы, цель, оборудование, ход работы (инструкцию по выполнению) и практическую часть (таблицу).

Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в кабинете экологии. Перед началом выполнения практической работы обучающийся должен изучить правила по технике безопасности при работе с оборудованием по данной практической работе и в журнале инструктажа по технике безопасности в определённой графе должен поставить свою подпись.

Обучающийся подробно изучает инструкцию по выполнению практической работы, затем приступает к её выполнению.

В конце занятия преподаватель оценивает практическую работу определённой суммой баллов (по пятибалльной системе) и ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:

Проведение практической работы;

Соблюдение правил по ТБ;

Практическая работа № 1

Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности

Цель: Определить роль и место человека по отношению к экосистемам в биосфере.

Под нишей в экологии понимают место вида в пространстве. Под статусом понимают отношение к факторам среды. В природном ландшафте, где ещё не отмечено влияние современной культуры, преобладают крупные деления — лесные массивы, степи или водные пространства. Освоение человеком территорий вызывает дробление ландшафта на части. Появляются новые факторы, влияющие на облик ландшафта: включение в него, во-первых, элементов, изменяющих поверхность земли, — сельскохозяйственных площадей, водоемов, автомобильных и железных дорог, отвалов пустой породы, заброшенных карьеров и прочих неудобных земель. Во-вторых, элементов, изменяющих объемно-пространственную структуру ландшафта, — населенных пунктов, промышленных сооружений, сети электропередач и прочих сооружений. Эти факторы сильно изменяют природный ландшафт. Часто, неразумное использование природных богатств, приводит к обезображиванию отдельных элементов ландшафта, а порой и к полному разрушению естественного облика целых районов.

Хозяйственная деятельность человека привела к появлению в природной среде планеты не свойственных ей ландшафтов; характеризуемых как антропогенные ландшафты. К ним относятся:

— городские ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие

— сельскохозяйственные ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены

— ландшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий, характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов

— ландшафты, сформированные в ходе нефтедобычи, отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных

Большая часть людей живёт в городах, поэтому находящиеся в равновесии с природой города – это цель деятельности человечества. Одной из задач в достижении этой цели является разумная деятельность в плане проектирования и организации культурных ландшафтов.

Задание. Построить схему и описать модель естественного природного ландшафта местности с учетом антропогенных изменений.

Форма отчета к практической работе № 1

1.Номер практической работы

2.Тема практической работы

3.Цель практической работы

4.Изобразить схему, сделать к ней описание

5.Ответить на вопросы:

Перечислите, чем отличается действие антропогенных факторов от природных на живые организмы, экосистемы, биосферу. Объясните причину этих отличий.

2.Назовите основные элементы среды, окружающей человека.

6. Сформулировать вывод

Практическая работа № 2

Тема: Описание жилища человека как искусственной экосистемы

Цель: Выяснить, является ли квартира экосистемой; что ее отличает от природной экосистемы; что входит в понятие «экологически чистое» жилище.

Квартира — не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют:

— продукты неполного сгорания газа;

— вещества, возникающие в процессе приго­товления пиши;

— вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. п.;

— бытовая химия и средства гигиены;

— соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных);

— электромагнитное загрязнение и др.

Концентрация загрязняющих веществ в квартирах в 2-5 раз выше, чем на улице города. Квартира как экосистема является гетеротрофной системой, похожей на город, но миниатюрный. Она существует за счет поступления энергии и ресурсов, так как главные ее обитатели – люди и животные, гетеротрофы.

Автотрофы в квартире – это комнатные растения (цветы в горшках, петрушка в ящиках на подоконнике или на лоджии, водные растения и микроорганизмы в аквариумах и т. п.). Растения в квартире улучшают эстетическую и гигиеническую картину: улучшают настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества – фитонциды, убивающие микробов. Живут в домах и лекарственные растения – алоэ, каланхоэ, лук и подобные им. Лучший очиститель воздуха в квартире – хлорофитум, а борец с микробами – герань.

Форма отчета к практической работе № 2

1.Номер практической работы

2.Тема практической работы

3.Цель практической работы

4. Выполните задания

Задание 1. Дайте экологическую характеристику своего места жительства по плану:

Название населенного пункта его местонахождение

Наличие вблизи автомобильных дорог, предприятий, зеленой зоны

Характеристика двора, тип здания

Наличие водоемов, характер водоснабжения

Задание2. Схематично изобразить квартиру и внести в нее следующие параметры:

А) виды энергии, поступающие в квартиру извне;

Б) какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании экосистемы квартиры, привести примеры и укажите их роль.

В)определить виды отходов в своей квартире, укажи, как эти вещества воздействуют на человека, как снизить их влияние в квартире.

6. Сформулировать вывод

Практическая работа № 3

Тема: Решение экологических задач на устойчивость и развитие

Цель работы: Закрепить знания о том, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.

Задача 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Задачи для самостоятельного решения

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков — мышь — полевка — хорек — филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки — кузнечики — лягушки — змеи — орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки — кузнечики — насекомоядные птицы — орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

Форма отчета к практической работе № 3

1.Номер практической работы

2.Тема практической работы

3.Цель практической работы

4. Решить задачи Изобразить схему, сделать к ней описание

5. Сформулировать вывод

Практическая работа № 4

Тема: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

Цель работы: Закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости природных и антропогенных экосистем.

Оборудование: фотографии и видеоматериалы (продолжительность 2-3 мин.) природных и искусственных экосистем.

Биогеоценоз (синоним – экосистема) — однородный участок земли, в котором :

1.все его живые организмы (биоценоз) и 2. косное вещество (абиотические факторы)

Объединены обменом веществ и энергии в единый устойчивый природный комплекс.

Примеры биогеоценоза: пруд, дубрава, луг, моховая кочка, трухлявый пень и др.

В биогеоценозе (экосистеме) три функциональные группы организмов по типу питания:

1. Продуценты – Производители — зеленые растения, производящие живое вещество из неживого. Они аккумулируют солнечную энергию в процессе фотосинтеза и создают органические вещества, побочно выделяя кислород.

Тип питания – автотрофный.

2. Консументы – Потребители — организмы, использующие органические вещества продуцентов. К ним относятся животные:

— Травоядные животные – Потребители 1-го порядка едят растительную пищу

— Плотоядные хищники — Потребители 2-го порядка – животную пищу.

Тип питания — гетеротрофный.

3.Редуценты – грибы и бактерии, черви превращающие органическое вещество в минеральное, разлагая остатки мертвых растений, животных микроорганизмов. Гумус (перегной) вновь используются продуцентами.

Тип питания — гетеротрофный.

Но есть деление по типу возникновения. Искусственная экосистема, созданная человеком – агроэкосистема.

Форма отчета к практической работе № 4

1.Номер, тема, цель практической работы

2. Выполните задания

Задание 1. Дать оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы.

· Действует на экосистему

· Не действует на экосистему

· Действие направленно на достижение максимальной продуктивности

· Действие на экосистему минимально

Задание 2. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.

Задание 3. Сравнить природную экосистему и агроценоз, выбирая правильные характеристики из предложенных вариантов.

Характерно только для

Характерно только для

Наличие в цепях питания редуцентов

Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека

Наличие в цепях питания продуцентов

Наличие в цепях питания консументов

Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком

Основной источник энергии – Солнце

Обязательным элементом цепей питания является человек

Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека

Человек слабо влияет на круговорот веществ

Неорганические вещества извлекаются продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы

Характеризуется многообразие экологических ниш

3.Сформулируйте вывод в котором перечислите черты сходства агроценоза и природного биогеоценоза.

Рекомендуем

Лучшие сайты

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

ИТК Решение экологических задач на устойчивость и развитие. docx

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
ГБПОУ КК «Колледж Ейский»
Инструкционно­технологическая карта
для выполнения практического занятия № 3
Дисциплина: Экология
Наименование работы: Решение экологических задач на устойчивость и развитие
Цель занятия: научиться составлять цепи питания, определять положение живых
организмов в трофических цепях, рассчитывать соотношения между звеньями
экологической пирамиды
Приобретаемые умения и навыки: закрепить знания о правиле экологической пирамиды,
сформировать навыки расчета соотношений между звеньями экологической пирамиды
Норма времени: 1 час
Оснащение рабочего места: ИТК, учебник, рабочая тетрадь
Правила ТБ на рабочем месте: содержать рабочее место в чистоте и порядке
Источник информации: Экология: Учебник для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования; Под редакцией В. Д. Валовой. М.:
«Просвещение», 2012.
Ход работы
Методические указания
Последовательность живых организмов, которую можно представить состоящей из
звеньев — видов растений, животных, грибов и бактерий, связанных друг с другом
отношениями «пища — потребитель», принято называть трофической цепью. Даже самая
просто устроенная пищевая цепь имеет несколько трофических уровней. Первый
трофический уровень формируют зелёные растения (продуценты); второй — животные,
питающиеся растениями (консументы первого порядка); третий — хищники, поедающие
растительноядных животных (консументы второго порядка) и четвёртый — хищники,
жертвами которых становятся более мелкие хищники (консументы третьего порядка).
Редуценты — микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие остатки мёртвых
существ.
При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и
показать стрелками, с какого уровня получена энергия.
Правило экологической пирамиды — закономерность, согласно которой
количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз
больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень
также имеет массу в 10 раз меньшую.
При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и
показать стрелками, с какого уровня получена энергия.
Пример 1. В луговом сообществе обитают: гусеница, жаворонок, люцерна, коршун.
Составьте пищевую цепь.


гусеница
Ответ: сосна
Из правила экологической пирамиды известно, что каждый последующий пищевой
уровень имеет массу в 10 раз меньшую, чем предыдущий. Зная это, можно легко решить
задачу.
коршун.

синица

Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы,
трофических уровней:
1. Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент
второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны.
2. Составьте схему цепи питания, характерную для болот, зная, что ее
компонентами могут являться какие­либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка,
лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.
3. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам,
первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк,
лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
4. Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).
5. К каким трофическим уровням относятся следующие организмы: заяц­беляк,
лисица обыкновенная, лось, лесные травы?
Задание № 2.

Задание № 5. На основании правила экологической пирамиды определите,
сколько нужно планктона, чтобы в море выросла одна особь калана (морской выдры)
массой 30 кг, если цепь питания имеет вид: фитопланктон, нехищные рыбы, хищные
рыбы, калан.
Задание № 6. На основании правила экологической пирамиды определите,
сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь
питания имеет вид: злаки ­> кузнечики­> лягушки­> змеи­> орел.

Методические рекомендации по выполнению практических работ по экологии для студентов 1 курса по профессии «Автомеханик»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

2. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

3. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

Практическая работа №9.

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

Цель: закрепить и углубить знания по методике решения задач по экологии качественных и с химическим содержанием, помочь студентам разобраться в разнообразии направлений устойчивого развития современного общества, найти ответы на вопросы о защите природы и использовать эти знания в жизни.

Задача 1. В стратосфере на высоте 20 -30 км находится слой озона O 3 , защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Санкт-Петербурга в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного петербуржца?

√ (O 3 )=150 моль 1) Вычислим число молекул озона:

Найти: N(O 3 ) = 150 моль · 6,02·10 23 молекул/моль = 9,03·10 25 молекул

N(O 3 ) = ? 2) Вычислим массу озона:

m(O 3 ) = 150 моль·48 г/моль = 7200 г = 7,2 кг

Ответ: N(O 3 ) = 9,03·10 25 молекул, m(O 3 ) = 7,2 кг.

Задача 2 . Установлено, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может обезвредить без ущерба для него свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора. Рассчитайте, какое количество указанных газов может обезвредить одно такое дерево.

m(SO 2 ) = 500 г 1) Определим молярные массы указанных газов:

2) Вычислим количество вещества каждого газа, которое может Найти: обезвредить одно дерево:

Решая эту задачу, учащиеся узнают о роли растений в обезвреживании ядовитых газов. Подобные факты еще раз убеждают их в необходимости сохранения каждого дерева и мобилизуют на активное участие в озеленении своего города

Задача 3 . При сгорании в карбюраторе автомобиля 1кг горючего в воздух выбрасывается до 800 г оксида углерода (II). Вычислите массу и объем (н. у.) оксида углерода (II), образующегося при сгорании 100 кг горючего.

Задачу можно решить устно. Путем простых математических вычислений можно прийти к выводу, что при сгорании 100 кг горючего может образоваться оксид углерода (II) массой 80 кг.