Задачи по административному праву

Государственное автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования Тюменской области

Тюменская государственная Академия мировой экономики,

управления и права

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Контрольная работа по дисциплине:

Выполнил: студент 2 курса

Срок обучения 3 года

Зачетная книжка № _____114_____

Киняпин Руслан Олегович

доцент кафедры, к. ю.н.,

Горовенко Сергей Викторович

Сотрудники полиции, патрулировавшие улицы Санкт-Петербурга, остановили для проверки гражданина Дании Инсона, который предъявил им паспорт моряка, так как являлся членом экипажа торгового судна, два дня назад зашедшего в порт Санкт-Петербурга и отправляющегося в Финляндию через неделю. Сотрудники полиции попросили предъявить документ, свидетельствующий о его регистрации по месту пребывания, а также миграционную карту. Таких документов у Инсона не оказалось. В этой связи он был подвергнут административному задержанию на 3 часа.

Дайте юридический анализ ситуации.

На основании ФЗ от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», глава 4, ст. 4, следует, что иностранные граждане — моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более 24 часов на территории порта РФ, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города РФ ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде указанных иностранных граждан в Российскую Федерацию.

Т. е. по прибытию в порт Санкт-Петербурга моряки иностранного торгового судна обязательно должны регистрироваться по месту прибытия и получить документ, свидетельствующий о регистрации иностранного гражданина по месту прибытия, а также иметь при себе заполненную миграционную карту.

На основании ст. 2.6 КОаП РФ, иностранные граждане, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Согласно статьи 18.8, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Статья 27.5 устанавливает срок административного задержания, который не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 указанной статьи.

П.2, ст. 27.5 гласит, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

П.3, ст. 27.5 Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Вывод: действия сотрудников полиции, патрулировавших улицы Санкт-Петербурга, законны и правомерны.

Гречко обратился в районную администрацию с просьбой разрешить ему как инвалиду построить гараж возле дома. Администрация отказала в удовлетворении данной просьбы, о чем официально уведомила 22 марта. 12 мая отнес жалобу на решение администрации в суд. Судом жалоба к рассмотрению не была принята, так как 22 апреля истек месячный срок со дня получения Гречко отказа администрации, и не были представлены уважительные причины пропуска срока.

Оценить правомерность позиции суда.

Решение: На основании ст. 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1 следует, что позиция суда правомерна, т. к. данная статья устанавливает следующие сроки для обращения в суд с жалобой: один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.

В отношении ООО «Ладога» было возбуждено дело об административном правонарушении. В рамках проведения процедуры привлечения к административной ответственности ООО «Ладога» в результате слияния присоединилось к ООО «Лесстрой». На этом основании дело в отношении ООО «Ладога» было прекращено и возбуждено в отношении ООО «Лесстрой». Защитник ООО «Лесстрой» обжаловал в суд факт возбуждения дела об административном правонарушении.

Какое решение должен вынести суд.

Решение: На основании ст. 2.10 КоАП РФ суд примет решение об отказе защитнику ООО «Лесстрой» в обжаловании факта возбуждения дела об административном правонарушении. Т. к. указанная статья гласит, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

Инспектором ГИБДД был остановлен водитель Антонов: у него были воспалены глаза и неуверенные движения. Инспектор предложил Антовову проехать в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования. Антонов заявил, что выглядит так, потому что работал две смены подряд и очень устал. Тем не менее, готов пройти освидетельствование на месте остановки транспортного средства. От поездки в медицинское учреждение отказался, так как спешит к больной жене и маленькому ребенку. Инспектор отстранил Антонова от управления транспортным средством, направил автомобиль на охраняемую стоянку, составил протокол по ст. 12.26 КоАП РФ и отпустил Антонова домой.

Дайте юридический анализ ситуации.

Инспектор ГИБДД действует незаконно, т. к. на основании Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. №185 инспектор при выявлении у водителя транспортного средства одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке должен отстранить водителя от управления транспортным средством в присутствии двух понятых и составление протокола (ст. 126, 127). Затем на основании ст. 129 – 135 инспектор ГИБДД должен провести освидетельствование лица на состояние опьянения, которое осуществляется непосредственно на месте его отстранения от управления транспортным средством либо, в случае отсутствия в распоряжении сотрудника технического средства измерения, на ближайшем посту ДПС, в ином помещении органа внутренних дел, где такое средство измерения имеется.

В случае превышения предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, выявленного в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения установленной формы, который подписывается сотрудником, освидетельствованным и понятыми. При несогласии освидетельствованного с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в акте освидетельствования делается соответствующая запись, после чего осуществляется направление лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования не составляется.

Ст. 136 гласит, что отказ лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения является основанием для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Поскольку статья 27.12 в КоАП РФ одна для всех видов опьянения, то процедура оформления инспектором задержанного водителя на наркотическое опьянение одинакова.

Водитель Антонов готов пройти освидетельствование на месте остановки транспортного средства, а инспектор ГИБДД действует не в рамках административного регламента МВД, т. е. незаконно.

Попов совершил мелкое хищение государственного имущества, за что судья назначил ему административное наказание в виде штрафа. Дело было рассмотрено в отсутствии Попова, так как он по повестке не явился.

Дайте юридический анализ ситуации.

Решение: Статья 7.27 КОАП РФ «Мелкое хищение» предусматривает возможность назначения наказания в виде наложения административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. В соответствии с ч.3 ст.25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, присутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.

Таким образом, судья не могла рассмотреть дело без присутствия Попова.

Список использованной литературы и источников

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1 C изменениями и дополнениями от:14 декабря 1995 г., 9 февраля 2009 г.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Памятка иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 628 «О Положении об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки

Задачи по административному праву (25 различных задач с решениями!)

Скачивание файла

Министерство образования Российской Федерации

Алтайская академия экономики и права

Кафедра конституционного и административного права

Административное право РФ

Выполнил студент группы Юв-04

отделения заочного и очно-

заочного (вечернего) обучения

Домашний адрес: Алтайский край,

г. Алейск, ул. Первомайская, д.100 – кв. 64

кандидат юридических наук, доцент кафедры

ученая степень, звание

Тэн Александр Леонидович

фамилия. имя, отчество

1. Согласно п. 2. ст. 27 Закона РФ «Об образовании» образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию, вправе выдавать своим выпускникам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании государственного образца. Вместе с тем, согласно ст. 8 и ст. 11-1 названного закона образовательные организации могут быть как государственными, так и негосударственными.

Означает ли право выдачи документов об образовании государственного образца в т. ч. негосударственными образовательными организациями передачу функций исполнительной власти образовательным организациям?

( Закон РФ «Об образовании», ст. 8, 11-1, 27 )

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 17.06.2010) «Об образовании», система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

— преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

— сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

— органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

-объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Деятельность государственных и негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством РФ. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Организация обеспечения образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации осуществляется:

1) в отношении федеральных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

2) в отношении иных образовательных учреждений — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выдача документов об образовании государственного образца в т. ч. негосударственными образовательными организациями не может рассматриваться как передача функций исполнительной власти образовательным организациям.

2. Индивидуальный предприниматель Александров, привлеченный к ответственности за нарушение налогового законодательства, был привлечен к ответственности, и по постановлению налоговой инспекции сумма неуплаченного налога была взыскана с него в бесспорном порядке путем ее списания с лицевого счета. Считая действия налоговой инспекции несправедливыми, Александров подал виндикационный иск в суд (иск об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения).

Правильный ли с юридической точки зрения выбрал метод решения своей проблемы предприниматель?

(НК РФ. Ст. 2; ГК РФ. П.1 ст. 1, п.1, 2 ст. 2, ст. 301)

В условии задачи обозначены следующие обстоятельства, которые могут иметь значение:

а) субъект правоотношения — индивидуальный предприниматель Александров;

б) юридический факт — нарушение налогового законодательства;

в) субъект правоотношения – налоговая инспекция;

г) юридический факт – привлечение к ответственности, примененное к Александрову – взыскание с него неуплаченного налога;

2. Правовая квалификация фактического состава:

а) Гражданин Александров – это физическое лицо, которое приобрело статус индивидуального предпринимателя, в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на которое в соответствии с НК РФ ст.19, 22, 23 возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

б) юридический факт, с которого возникло привлечение к ответственности – нарушение налогового законодательства, предусмотренное ст. 45 п.1 НК РФ, уплата налога производиться в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

в) Налоговая инспекция – государственный орган, действующий на основании НК РФ. В соответствии со ст. 2 Нового кодекса РФ, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, то есть отношения, субъекты которых находятся в неравном положении. Налоговая инспекция – государственный орган, а Александров – налогоплательщик, который ему подчиняется. Согласно ст.46 п.1,2,3, ст.47 налоговая инспекция взыскивает сумму налога в бесспорном порядке.

г) сумма налога списана с лицевого счета на основании НК РФ ст. 46, 47. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках.

3. Взыскание налоговой инспекцией суммы неуплаченного налога индивидуальным предпринимателем Александровым с его лицевого счета произведено правомерно.

Александров с юридической точки выбрал не правильный метод решения своей проблемы, выдвинув иск об истребование своего имущества из чужого незаконного владения (согласно ст. 301 ГК РФ), т. к. к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

3. Согласно ст. 1, 2 ФЗ «О Счетной палате РФ» Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием (Парламентом) РФ и подотчетным ему. Задачами Счетной палаты являются: а) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; б) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности; в) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и т. д. Также Счетная палата вправе осуществлять ревизии и проверки подведомственных объектов, контролировать банковскую систему, делать представления о правонарушениях и предписания и т. д.

На основании анализа полномочий Счетной палаты определите, является ли счетная палата органом исполнительной или законодательной власти.

(ФЗ «О счетной палате РФ»)

ОТВЕТ: Правовой статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации [1] и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы . В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания, но являясь контрольным органом Федерального Собрания, она не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти .

4. Гражданин Улезько, после освобождения из места лишения свободы нуждался в приобретении жилого помещения. Узнав, что в одном подъезде по соседству с арендованной им комнатой проживает в собственной квартире страдающий алкоголизмом Каменев, Улезько подружился с ним и в ходе распития спиртных напитков оформил у Каменева документы о передаче в пользу Улезько квартиры по договору дарения. После этого гр. Улезько попытался оформить право собственности на данную квартиру в органах юстиции.

Какого рода юридические факты имеют место в приведенной ситуации?

ОТВЕТ: В приведенной ситуации имеют место быть следующие юридические факты:

Находясь в алкогольном опьянении, гражданин Каменев, совершил сделку с гражданином Улезько о передаче квартиры, согласно договора дарения. Это действие совершенное в отношении гражданина Каменева относится к виду преступлений мошенничество, то есть приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием [2] , следовательно, на момент совершения сделки гражданин Каменев не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, так как находился в алкогольном опьянении, соответственно права гражданина Каменева были нарушены, поэтому эта сделка может быть признана судом недействительной, если Каменев обратиться в суд с иском. Простая письменная форма договора не имеет защитной силы от недобросовестного партнера при возникновении спорных вопросов, а именно, в таком договоре не проверена дееспособность сторон, т. е. договор могут подписать люди невменяемые, не засвидетельствована подлинность подписи сторон, т. е. любая сторона может отказаться от своей причастности к договору. Согласно ГК РФ (часть вторая) [3] договор дарения недвижимого имущество подлежит государственной регистрации права собственности в органах федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Государственная регистрация договора дарения обязательна. Там же необходимо зарегистрировать и переход права собственности от дарителя к одаряемому. Подведем итоги:

Итак, что необходимо понимать и знать при подготовке к оформлению дарственной — упорядочиваем важные моменты:

1. Договор дарения является безвозмездной сделкой.

2. Сторонами договора должны быть дееспособные даритель и одаряемый, предпочтение отдаем нотариальному оформлению договора.

3. Недвижимость должна быть свободной от прав и притязаний третьих лиц, не обременена залогом, запретом и т. п.

4. После заверения сделки у нотариуса, необходима регистрация договора дарения в регистрационной палате, а также регистрация перехода права собственности от дарителя к одаряемому.

5. В доверенности на совершение дарения обязательно должен быть указаны данные одаряемого и предмет дарения.

6. Дарение может быть обещано, если оно оформлено и в нем конкретизирован предмет (объект недвижимости с указанием реквизитов) имеет силу договора дарения.

7. Не каждый человек может дарить и принимать по закону дорогие подарки — Статья 575 ГК РФ гласит: не допускается дарение от граждан признанных недееспособными, их законными представителями. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. В нашем случае я считаю, что гражданин Каменев страдающий алкоголизмом, является человеком недееспособным.

5. В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе полномочный представитель осуществляет целый ряд функций. В т. ч.: обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами власти субъектов РФ; согласование кандидатур для назначения на государственные должности, если назначение на них осуществляется Президентом РФ и т. д.

Проанализируйте эти и иные функции, осуществляемые полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе и определите, является ли этот институт частью системы исполнительной власти. Если этот институт не входит в систему исполнительной власти, то к какой системе органов государства его можно отнести?

( Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»; Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти РФ»)

ОТВЕТ: Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе (далее именуется — полномочный представитель) является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

2. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ.

Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему. Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.

Руководитель Администрации Президента РФ определяет порядок взаимодействия между полномочными представителями и их аппаратами и другими подразделениями Администрации Президента РФ.

Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации Президента РФ.

Правовой статус президентского представителя определяет «Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», которое было утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 и подвергалось незначительной корректировке указами 2000-2005 гг. Данный документ определяет положение полномочного представителя в нескольких плоскостях.

По своему положению в системе исполнительной ветви власти в РФ полномочный представитель как раз и представляет одну из семи точек опоры вертикали власти в регионах. Это обеспечивается тем, что он «непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему», а срок полномочий связан с решением президента, но не может превышать срока полномочий своего патрона. За руководителем Администрации Президента РФ закрепляется определение порядка «взаимодействия между полномочными представителями и их аппаратами и другими подразделениями Администрации». При этом представитель Президента, естественно, связан лишь федеральным законодательством и «в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации Президента РФ».

6. По результатам рассмотрения иска общества с ограниченной ответственностью «Орион» суд обязал районную инспекцию ФНС возместить ущерб, вызванный дорожно-транспортным происшествием по вине водителя служебного транспорта инспекции.

При рассмотрении дела к кассационной инстанции юрист налоговой инспекции заявил, что налоговая инспекция не могла быть ответчиком в суде, а ответчиком по подобного рода спорам должно выступать районное управление федерального казначейства, которое является держателем денежных средств РФ. Представители ООО «Орион» заявили, что ущерб был нанесен налоговой инспекцией, а не казначейством, в связи с чем, именно инспекция должна быть ответчиком.

Какая из позиций более обоснована с точки зрения гражданского, гражданско-процессуального и административного законодательства?

( Приказ Минфина РФ и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» п. 1.; ГК РФ, ст. 56, 1064, 1068, 1069)

1. В условии задачи обозначены следующие обстоятельства, которые могут иметь значение:

а) субъект правоотношения – ООО «Орион»;

б) субъект правоотношения – районная инспекция ФНС;

в) юридический факт — возмещение ущерба, вызванного дорожно-транспортным происшествием;

г) субъект правоотношения — водителя служебного транспорта инспекции;

д) субъект правоотношения — районное управление федерального казначейства;

2. Правовая квалификация фактического состава:

б) районная инспекция ФНС – является юридически ответственным лицом, на основании ГК РФ (Ч1) от 30.11.1994 № 51, ст.56, п.2., отвечающим по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

в) Согласно ст. 1064 ГК РФ «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Возмещение ущерба на основании решения суда производиться налоговой инспекцией платежным поручением, в дальнейшем налоговая взыскивает причиненный ущерб с виновника аварии.

г) водитель служебного транспорта инспекции — возмещает вред, причиненный при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, выполняющий работу на основании трудового договора (не является госслужащим) согласно ст.1068, п.1. ГК РФ.

д) районное управление федерального казначейства — руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (за исключением Управления Федерального казначейства по г. Москве) на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов РФ, представлять в судебных органах интересы Министерства финансов РФ и интересы Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ.

3. Возмещение ущерба за счет федерального казначейства невозможно, т. к. налоговая инспекция самостоятельный государственный орган, а федеральное казначейство может производить платежи и возмещения по исковым обязательствам.

7. Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власти в РФ осуществляет Правительство РФ. Между тем согласно ст. 1 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти РФ. Кроме того, Президент РФ рядом своих указов, в т. ч. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создал целую систему органов исполнительной власти, значительная часть которых подчиняется только Президенту РФ.

Означает ли эта ситуация что перечисленные нормативные акты противоречат Конституции РФ, поскольку Правительство РФ в ней представлено единственным органом исполнительной власти? На основе анализа п. «а», «б», «в», «д» ст. 83 Конституции РФ обдумайте вопрос о том, является ли Президент РФ главой исполнительной власти в РФ, а не Правительство РФ.

( Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ» )

ОТВЕТ: Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти в масштабе всей страны. Его правовое положение определено гл. 6 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Хотя формально, по действующей Конституции РФ, Президент не является главой исполнительной власти, фактически он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов. Это выражается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно – через Правительство, либо путем назначения на должности и освобождения от должностей, а также издания своих нормативных и распорядительных актов.

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны. В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности:

назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

принимает решение об отставке Правительства;

представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

формирует и возглавляет Совет Безопасности;

утверждает военную доктрину;

формирует Администрацию Президента;

назначает и освобождает полномочных представителей Президента;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

осуществляет руководство внешней политикой страны;

ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Субъектом административного права Президент становится на четыре года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция [4] предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст. ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят его ни к одной из ветвей государственной власти. Однако исходя из анализа п. «а», «б», «в», «д» ст. 83 Конституции РФ, становится очевидно, что Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и подконтрольно. Также Конституцией РФ не предусмотрена ответственность главы государства перед Федеральным Собранием.

Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ дает все основания считать, что главой исполнительной власти Российской Федерации является именно Президент РФ, а не Правительство РФ или, как минимум, можно сделать вывод, что Правительство РФ не является единственным органом исполнительной власти в России.

Соответственно перечисленные нормативные акты, не противоречат Конституции РФ, поскольку исходя из анализа полномочий Президента РФ, его можно отнести к органам исполнительной власти.

8. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов без права на осуществление правосудия.

На основе анализа полномочий судебного департамента определите, является ли департамент органом исполнительной или судебной власти?

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, на основе анализа полномочий является федеральным государственным органом судебной власти так как в его полномочия включается организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей [5] . Осуществляя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Соответственно само правосудие в РФ может осуществляться только судом [6] . А судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основных направлений работы судебного департамента более двадцати [7] . В общих чертах сфера работы — организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. По объемам компетенции и реально разрешаемых задач, отнесенных к правосудию, суды общей юрисдикции — наиболее емкий сектор судебной власти. При этом Судебный департамент не занимается обеспечением деятельности арбитражных судов, Верховного Суда и Конституционного Суда РФ. Характер задач, решаемых Судебным департаментом, позволяет определить его статус как исполнительного органа в системе судебной власти.

Рассматривая модели организационного обеспечения органов судебной власти в российской Федерации, можно выделить, что рассмотрение судебного департамента как органа, не относящегося к исполнительным органам власти – весьма важная гарантия в обеспечении принципа независимости судебной власти.

Итак, сегодня можно сказать, что Судебный департамент в основном реализовал идеи судейского сообщества – взял на себя решение практически всех проблем организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент стал реальным механизмом, претворяющим в жизнь принципиальные решения органов судейского сообщества, основные усилия в рамках установленных полномочий сосредоточил на практическом решении стратегических задач: повышения доступности правосудия, обеспечения самостоятельности судов, повышения авторитета судебной власти.

9. Несколько студентов, желая пошутить над своим товарищем по группе Воробьевым, подали заявление в орган ЗАГСа о том, что Воробьев умер. Заявление было подано по месту обучения Воробьева.

В содержании записи о смерти ЗАГСом были указаны: а) фамилия, имя, отчество, пол, гражданство, национальность, дата и место смерти; б) причина смерти; в) фамилии, имена и отчества заявителей; г) серия и номер выданного свидетельства о смерти.

Орган ЗАГСа при этом отказался выдать свидетельство заявителям, сказав о том, что они – не родственники гражданина Воробьева.

Дайте правовую оценку произошедшего.

(ФЗ «Об актах гражданского состояния»)

ОТВЕТ: Статья 7. Запись акта гражданского состояния

1. Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

2. Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах.

3. Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником органа записи актов гражданского состояния, скреплена печатью органа записи актов гражданского состояния. На печати органа записи актов гражданского состояния изображаются Государственный герб РФ и написание наименования органа записи актов гражданского состояния на русском языке и государственном языке субъекта РФ (республики).

1. Заявить о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния обязаны:

супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти;

2. Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершегоэ.

Статья 65. Место государственной регистрации смерти

1. Государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти.

Статья 67. Содержание записи акта о смерти

1. В запись акта о смерти вносятся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность (если сведения о национальности указаны в документе, удостоверяющем личность умершего), дата и место смерти умершего;

причина смерти (на основании документа, подтверждающего факт смерти);

реквизиты документа, подтверждающего факт смерти;

фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа, организации или учреждения, сделавших заявление о смерти;

серия и номер выданного свидетельства о смерти;

фамилия, имя, отчество, место жительства лица, которому выдано свидетельство о смерти.

В соответствии с данным законом, орган ЗАГС не должен был принимать заявление о смерти, так как на основании ст. 67, причина смерти указывается в записи только на основании документа подтверждающего факт смерти, данный документ студентами предоставлен не был Данное действие было не законным.

10. Жительница села Усть-Кан Республики Алтай Сумачакова поступила в вуз в г. Москва, где зарегистрировалась по месту пребывания. В дальнейшем выйдя замуж за москвича и поменяв фамилию, она обратилась в отдел ФМС для замены паспорта. Но сотрудник паспортно-визовой службы отказался принять документы, сказав, что заменить паспорт она может только по зарегистрированному месту жительства.

Правомерно ли было отказано Сумочаковой в обмене паспорта в г. Москва?

(Положение о паспорте гражданина РФ)

1. В условии задачи обозначены следующие обстоятельства, которые могут иметь значение:

а) субъект правоотношения – гражданка РФ Сумачакова»;

б) субъект правоотношения – отдел ФМС;

в) юридический факт – отказ в принятии документов о замене паспорта.

2. Правовая квалификация фактического состава:

а) гражданка РФ Сумачакова обратилась в установленном порядке в отдел ФМС о замене паспорта в связи изменением фамилии, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ», п.12.

б) отдел ФМС – производит выдачу и замену паспортов по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.

в) в приеме документов и личных фотографий может быть отказано только в случае, если представлены не все необходимые документы или если размер и количество личных фотографий не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 13 Положения. Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в п.12 Положения.

3. В случае обращения гражданки Сумачаковой по вопросу замены паспорта не по месту жительства, паспорт выдается в 2-месячный срок со дня принятия документов территориальными органами Федеральной миграционной службы. Поэтому отказано было не правомерно.

11. Милинкевич, возвращаясь из заграничной поездки, был остановлен в аэропорту сотрудником милиции, который попросил предъявить паспорт. Милинкевич предъявил заграничный паспорт. Но милиционер пояснил, что этот документ не действителен на территории РФ и что внутри страны надо показывать общегражданский паспорт. Милинкевич заявил, что общегражданского паспорта при себе нет, но заграничный паспорт также удостоверяет личность и поэтому должен быть принят в качестве такового сотрудником милиции.

Чьи аргументы более обоснованы?

(Положение о паспорте гражданина РФ; ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»)

ОТВЕТ: Аргументы Милинкевича наиболее обоснованны , так как загранпаспорт — это официальный документ, удостоверяющий личность гражданина при выезде за пределы и пребывании за пределами страны, а также при въезде на территорию государства из заграничной поездки.

Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» . Статья 7, данного закона, гласит: основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В соответствии с Указом Президента РФ « Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», ст 45, наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:

а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом;

б) дипломатическим паспортом;

в) служебным паспортом;

г) паспортом моряка (удостоверением личности моряка);

д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;

е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 настоящего Положения);

ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).

12. На территории Е. области в целях ликвидации последствий аварии в НИИ микробиологии был введен режим чрезвычайного положения.

Инженер Филиппов, работавший в НИИ, отстал от эвакуируемой группы и попытался самостоятельно покинуть зону поражения, но был задержан сотрудниками ОВД при попытке пересечь административную границу области.

Будучи через 3 месяца освобожден из-под карантина, Филиппов опубликовал в местной газете статью, в которой указывал обстоятельства произошедшей аварии. Однако весь тираж газеты вскоре был арестован в соответствии с режимом ЧП.

Инженер Филиппов и редактор газеты Зорькин обратились с жалобой в суд на действия ОВД: первый – за нарушение его права гражданина РФ на свободное передвижение по территории РФ; второй – в защиту прав СМИ.

Обоснованы ли жалобы инженера и редактора газеты?

ОТВЕТ: В первом случае Инженер Филиппов не обоснованно обратился с жалобой в суд, так как согласна Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение мер и временных ограничений, в частности установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение. [8]

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено на территориях, где введено чрезвычайное положение [9] .

Во втором случае опубликование в местной газете статьи, в которой указывались обстоятельства произошедшей аварии, были арестованы не обоснованно, так как чрезвычайное положение вводится на всей территории РФ не более чем на 30 суток, или в отдельных местностях на 60 суток. В нашем случае прошло 3 месяца, следовательно, ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, установление особого порядка аккредитации журналистов [10] были изъяты сотрудниками ОВД не правомерно.

13. Из автотранспортного предприятия был выпушен на маршрут автобус, имеющий остаточную высоту рисунка протектора, с которой запрещалась эксплуатация. По результатам проверки на стационарном посту ДПС ГИБДД было назначено административное наказание по ст. 12.31 КоАП РФ на водителя автобуса и на руководителя транспортного предприятия. Водитель обжаловал наказание, ссылаясь на то, что за выпуск на линию транспортного средства отвечает другое лицо.

ОТВЕТ: 4.5 Требования к шинам и колесам

4.5.1 Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

— для легковых автомобилей и прицепов к ним — 1,6 мм;

Шина не пригодна к эксплуатации при:

— наличии участка беговой дорожки приведенных в 5.5.1.1 размеров, высота рисунка протектора по всей длине которого меньше указанной нормативной;
11. Запрещается эксплуатация:

автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);

транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством РФ порядке государственный технический осмотр;

Примечание . Без прохождения государственного технического осмотра эксплуатация транспортного средства после регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ или иных органах, определяемых Правительством РФ, допускается в течение 30 суток. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и др.) этот срок продлевается при условии предъявления документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр;

допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;

2.3.1.7. Работодатель обязан выпускать на линию технически исправные АТС, укомплектованные в соответствии с пп. 6.1.1., 6.1.9., 6.1.10., 6.1.11 настоящих Правил, что подтверждается подписями в путевом листе работника, ответственного за выпуск АТС на линию, и водителя.

1. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
2. Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения, — (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 120-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ). В соответствии с этим можно сделать вывод, о том что на водителя действительно не должен быть наложен штраф, так как за выпуск АТС на линию, он не несет ответственности.

14. Свинофермой ООО «Заря коммунизма» был произведен выброс неочищенных отходов производства, что привело к частичному загрязнению водохранилища, используемого для питьевого водоснабжения соседнего города. В связи с этим в отношении ООО возбуждено дело об административном правонарушении. Давая объяснение по делу, представитель ООО сообщил, что выброс отходов произведен в целях предотвращения гибели животных, что могло создать проблемы в обеспечении мясом населения и вывести из строя поточную производственную линию. С учетом этого представитель ООО настаивал на том, что правонарушение произошло в состоянии крайней необходимости.

Обоснованы ли доводы представителя свинофермы?

1. В условии задачи обозначены следующие обстоятельства, которые могут иметь значение:

а) субъект правоотношения – свиноферма ООО «Заря коммунизма»;

б) субъект правоотношения – правоохранительные органы ;

в) юридический факт – административное правонарушение.

2. Правовая квалификация фактического состава:

а) свиноферма ООО «Заря коммунизма» — в соответствии с ФЗ-7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» ст.51, п.2 хозяйству запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а так же деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

б) правоохранительные органы – следят за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, которое регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством и налагают ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст.41,42 ФЗ-7).

в) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ст.77). Ущерб в установленном порядке вреда окружающей среде влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

3. согласно ст.2.7 КоАП РФ «не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред» доводы представителя свинофермы можно считать необоснованными.

15. Проживающий в г. Норильск, только освободившийся из мест лишения свободы Макаров 25 октября 2002 г. похитил в гардеробе учебного заведения меховую шапку стоимостью 2700 руб. (4,5 МРОТ), принадлежащую студентке Линьковой. 5 ноября того же года Макаров, будучи задержан при попытке сбыта шапки на рынке, был привлечен к уголовной ответственности по обвинению в совершении кражи. Будучи знаком с КоАП РФ, принятым в 2001 г. Макаров подал жалобу прокурору с просьбой о переквалификации дела в административное производство в связи с недостаточностью размера похищенного для возбуждения уголовного дела.

Обоснована ли просьба Макарова? Обдумайте ответ с учетом принципов действия закона во времени.

(ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РФ и КоАП РФ», ст. 3; КоАП РФ – первоначальная редакция 20 декабря 2001 г.; КоАП РФ – действующая редакция; УК РФ, ст. 158)

ОТВЕТ: Согласно ст. 1.7 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. [11]

В соответствии со статьей 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 20 декабря 2001 года) к мелкому относиться хищение, причинившее ущерб на сумму не более пяти МРОТ. Таким образом, хищение в форме кражи, мошенничества, присвоения или растраты, причинившее ущерб на данную сумму включительно, не является уголовно наказуемым. Таким образом, если речь идет о краже. а не о сбыте краденного имущества, то просьба гражданина Макарова является обоснованной , так как на момент совершения преступления действовал данный закон.

Вступивший в силу, с 31 октября 2002 года, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РФ и КоАП РФ» от 27 сентября 2002 г. № 133-ФЗ, уточняет, что мелким признается хищение в случае, если размер ущерба не превышает одного МРОТ. Согласно этих изменений, просьба гражданина Макарова не была бы обоснованной.

16. Управлявший автомобилем в нетрезвом виде Теселкин был остановлен сотрудником ДПС, который, обнаружив у водителя запах алкоголя изо рта, предложил Теселкину пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также предоставить машину для досмотра. Теселкин отказался от прохождения освидетельствания у врача и от досмотра автомобиля в отсутствие понятых. После этого сотрудник ДПС поднес индикаторную трубку «Контроль трезвости» ко рту Теселкина. Затем сотрудником ДПС был составлен протокол медицинского освидетельствования, транспортное средство было задержано с постановкой его на штрафную стоянку, водительское удостоверение у Теселкина изъято.

По результатам проведенных процессуальных действий сотрудник ДПС возбудил против Теселкина дело об административном правонарушении по ст. 12.8 и 19.3 КоАП РФ. Теселкин обжаловал действия сотрудника ДПС в суд.

Каким должно быть решение по делу?

ОТВЕТ: Исходя из ситуации решение суда должно быть вынесено не в пользу Теселкина, поскольку он управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, при этом отказался пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Сотрудник ДПС был вынужден провести в установленном законом порядке освидетельствование Теселкина, так как он являлся подозреваемым в совершении преступления в отношении которого имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя, либо направить его в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении и отстранить от управления транспортным средствам Теселкина, в отношении которого имеется достаточные основания полагать, что он находился в состоянии опьянения. Это нарушение закона влечет за собой лишение прав на срок от полутора до двух лет. А также неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административному аресту на срок до пятнадцати суток.

17. Школа № Х доставляла учеников до места обучения и обратно собственным автобусом. Инспекция ГИБДД наложила на школу штраф за развоз детей без лицензии. Действия ГИБДД школа обжаловала на том основании, что данная деятельность осуществляется ей не на коммерческой основе.

Каким должно быть решение по делу? Как должно было быть решено дело до принятия нового ФЗ «О лицензировании …»?

(ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом)

ОТВЕТ: В соответствии с постановлением правительства от 30 октября 2006 г. N 637 «об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)». В соответствии с этим положение для перевозки детей у школы должна быть лицензия на осуществление данной деятельности, в частности должны быть назначены ответственные за перевозку детей, и у водителя транспортного средства должна быть соответствующая квалификация. В данном случае действия ГИБДД были обоснованными.

20. Студентка вуза Третьякова, получившая в ходе итоговой государственной аттестации оценку «неудовлетворительно», попросила председателя Государственной аттестационной комиссии назначить пересдачу государственного экзамена со следующей группой студентов, в связи с тем, что в день сдачи экзамена чувствовала себя плохо. Председатель отказался от назначения пересдачи, но сказал, что возможен пересмотр результатов уже сданного экзамена в порядке апелляции. От апелляции Третьякова отказалась, поскольку полагала, что рассмотрение ее черновиков по экзаменационному билету не даст нужного результата. На это председатель объяснил, что в таком случае Третьякова может получить только документ о неполном высшем профессиональном образовании, а если по этой специальности она пожелает получить документ о полном высшем образовании с присвоением квалификации, то ей надо заново поступать в этот или иной аналогичный вуз. Третьякова обратилась за разъяснением в юридическую консультацию.

Каким должно быть разъяснение?

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Приказ Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155)

1. В условии задачи обозначены следующие обстоятельства, которые могут иметь значение:

а) субъект правоотношения – студентка Третьякова»;

б) субъект правоотношения – председатель Государственной аттестационной комиссии;

в) юридический факт – отказ в пересдаче государственного экзамена.

2. Правовая квалификация фактического состава:

а) студентка Третьякова обратилась с просьбой о назначении пересдачи гос. экзаменов – сославшись на плохое самочувствие во время экзамена, но без документального подтверждения. Она вправе была подать в конфликтную комиссию в письменной форме апелляцию о несогласии с выставленной отметкой. Апелляция может быть подана в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов по соответствующему предмету.

б) председатель Государственной аттестационной комиссии – согласно Приказу Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 повторные итоговые аттестационные испытания вправе назначить высшим учебным заведением не более двух раз. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. В случае подачи апелляции о несогласии с выставленной отметкой конфликтная комиссия обеспечивает проведение повторной проверки экзаменационной работы выпускника. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленной отметкой конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленной отметки, либо об удовлетворении апелляции и выставлении другой отметки. При отмене результатов государственного выпускного экзамена выпускников, которым конфликтной комиссией была удовлетворена апелляция о нарушении установленного порядка проведения государственного выпускного экзамена, такие выпускники допускаются соответствующей экзаменационной комиссией к повторной сдаче государственного выпускного экзамена по соответствующему предмету в другой день, предусмотренный расписанием проведения государственного выпускного экзамена. Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.

3. Студентка должна была воспользоваться правом на апелляцию о несогласии с выставленной отметке, тогда она имела бы возможность на повторную пересдачу согласно расписанию.

21. Тело исчезнувшего во время купания в озере предпринимателя гражданина Левончука было найдено работником близлежащей свинофермы спустя месяц на берегу того же озера. Родственники и коллеги Левончука, ссылаясь на свои религиозные представления, попросили ветеринара фермы не проводить вскрытие, кроме того, состояние трупа, на взгляд этих лиц, не могло дать материал для оценки причины смерти. Тем не менее, ветеринар, считая, что повреждения на теле Левончука не могли быть объяснены исключительно утоплением и посмертными повреждениями (в озере много раков), назначил патологоанатомическое вскрытие.

Правильно ли поступил ветеринар?

(Приказ Минздравмедпрома РФ от 29 апреля 1994 г. № 82)

ОТВЕТ: Согласно ст. 1, выше указанного приказа, патологоанатомическое вскрытие производится в патологоанатомических бюро и отделениях лечебно-профилактических учреждений строго в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. 2 данного приказа также обозначено, что в случаях смерти от насильственных причин или подозрений на них, от механических повреждений, отравлений, в том числе этиловым алкоголем, механической асфиксии, действия крайних температур, электричества, после искусственного аборта, произведенного вне лечебного учреждения, а также при неустановленности личности умершего труп подлежит судебно-медицинскому исследованию.

В главе 2 «Порядок назначения и проведения вскрытия трупов» обозначено, что вскрытие трупов производится постоянно, кроме случаев, предусмотренных статьей 48 «Проведение патологоанатомических вскрытий» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а именно по религиозным или иным мотивам в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни.

Однако в этой же главе указано, что вскрытие не может быть отменено по каким-либо причинам, если: ст. 3.1 невозможно установить заключительный клинический диагноз заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти;

ст. 3.4 требует судебно-медицинского исследования;

Соответственно, согласно анализа нормативно-правового акта, действия ветеринара можно считать правильными, если еще и учесть тот момент, что сам он данного патологоанатомического вскрытия делать не будет.

22. Гр-ка О., забеременевшая 5 августа, 5 декабря решила, так как она является учащейся школы, есть смысл искусственно прервать беременность. Ее молодой человек имел иную точку зрения. Он заявил, что поскольку также участвовал в зачатии, то необходимо и его согласие, которое дано не будет.

Каким должно быть юридическое решение конфликта?

(Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 485)

ОТВЕТ: Согласно «Перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности» (Постановление Правительства РФ от 2003 года № 485), такими причинами являются:

Наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав;

Беременность в результате изнасилования;

Пребывание женщины в местах лишения свободы;

Наличие инвалидности I-II группы у мужа или смерть мужа во время беременности;

Нашей ситуации в данном перечне не значится, однако в предыдущей редакции «Перечня…» (Постановление Правительства РФ № 567 от 08.05.1996 года), среди прочих в списке значилась причина – «женщина, не состоящая в браке».

Если мужчина настаивает на сохранении ребенка, то он не может ничего требовать от женщины, если речь идет о рождении ребенка женщиной, не состоящей в браке с мужчиной-отцом ребенка.

В соответствии со статьей 36 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»: каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины – независимо от срока беременности».

Из условий задачи нам не известен возраст девушки, а в соответствии со ст. 32 Основ законодательства Основ законодательства о здравоохранении РФ — несовершеннолетним беременным до 15 лет аборт делается только с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Юридическим решением данной ситуации, будет то, что девушка (при условии, что ее возраст 15 лет и старше) сама решит производить, или не производить аборт, без участия в этом вопросе своего молодого человека. Но в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 485 от 11.08.2003 года, данное прерывание беременности будет являться незаконным.

24. Студент юридического вуза Уваров был направлен на прохождение преддипломной практики в таможенных органах. На посту таможенного оформления в пункте пропуска через Государственную границу Уваров был уведомлен о необходимости получения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, по второй форме. Осведомившись о том, что допуск к государственной тайне предполагает ограничение свободного выезда за рубеж, а также вмешательство в частную жизнь, Уваров решил отказаться от допуска. На это начальник поста таможенного оформления заявил Уварову, что не даст ему возможности пройти практику. Сообразив, что в такой ситуации дипломную работу написать вероятнее всего не удастся, Уваров подал жалобу в суд на начальника поста за понуждение к прохождению процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Как должно быть решено дело?

ОТВЕТ: Уваров подав жалобу в суд на начальника поста за понуждение процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, абсолютно правомерно поступил и дело должно быть решено в его пользу, так как допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке [12] , а вовсе не понуждению.

25. Капитан Российской армии Филатов и его жена, отдыхая в выходной день в лесу, нарушили правила пожарной безопасности, за что старший государственный инспектор лесного хозяйства оштрафовал каждого из них на 20 минимальных месячных оплат труда и сообщил о случившемся в полк, где служил Филатов. Командир полка объявил Филатову выговор.

Правомерно ли наложение наказаний на Филатова и его жену?

(Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»; Семейный кодекс РФ; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.)

ОТВЕТ: Возложение на Филатова и на его жену штрафа в размере 20 МРОТ старшим государственным инспектором лесного хозяйства и выговора на Филатова со стороны командира полка неправомерно.

Старший государственный инспектор лесхоза — это надлежащее должностное лицо, поскольку ст. 23.24. КоАП РФ дает ему полномочия по возложению штрафа за нарушения, предусмотренные ст. 8.32. КоАП РФ. Однако инспектор неправильно квалифицировал статус Филатова и его жены.

Действия Филатова и его жены квалифицируются по 8.32. КоАП РФ, предусматривающей за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что предполагает штраф в размере до 15 МРОТ, в то время как на нее наложен штраф 20 МРОТ, предусмотренный для должностных лиц. Должностным лицом согласно ст. 2.4. КоАП РФ признается лишь то лицо, чья ответственность связана с нарушением служебных обязанностей в той или иной сфере. Исходя из условия задачи, Филатов и его жена не являются должностными лицами, поэтому применение к ним штрафа, предусмотренного для должностных лиц незаконно.

Поскольку Филатов, согласно ст. 2.5. КоАП РФ, относится к лицам, несущим ответственность за нарушение правил пожарной безопасности на общих основаниях, то наложение на него командиром полка выговора, предусмотренного Дисциплинарным уставом, недопустимо.

А. Нормативные акты

Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Решение задач по административному праву с ответами

Как решить задачу по праву?

В настоящее время, изучая ту или иную правовую дисциплину по праву, студенты сталкиваются с различными сложностями. Одна из них – решение задач по праву . Существует множество форумов, на которых студенты просят помощь в решении задач по праву. Решения задач на форумах могут подсказать преподаватели, юристы, такие же студенты.

Но чаще всего, независимо от того, кто подсказал ответ, он сводится к указанию статьи нормативно-правового акта, а иногда и просто ответ в одну строку.

Решение задач по административному праву с ответами

1.Вернувшись с дачи домой Сапрыкина забеспокоилась, так как ей показалось, что она забыла выключить электроплитку, находящуюся на веранде дачного дома. Она попыталась немедленно связаться с соседями по даче и отправилась назад. Она все время думала о возможном пожаре и.

будучи сильно взволнованной, значительно превышала допустимую скорость движения.

В результате Сапрыкина была остановлена инспектором ГИБДД.

Тексты для

Сравните такие меры административного принуждения, как конфискация орудия или предмета правонарушения, арест товаров, транспортных средств и других вещей, и изъятие вещей, документов.

В качестве критериев сравнения вы можете использовать: цель, основания применения меры, субъект применения, сроки, условия, процессуальное оформление и др. – сроки – исполнительные документы о конфискации, выданные по делам об административных правонарушениях, могут быть приняты к исполнению в течение одного года со дня их вступления в силу (ч. 7 ст. 21 Закона об исполнительном производстве)

Задачи по праву

Начальник ОВД вынес 16.03.2007 г.

постановление о наложении штрафа на гражданина Вавилова, за распитие спиртных напитков в общественном месте. Вавилов штраф не уплатил. 28.03.2007 г. постановление было направлено судебному приставу-исполнителю, для возбуждения исполнительного производства и принудительного взыскания штрафа.

Директор АО «Луч» при расчете наличными деньгами с другими организациями нарушил установленный порядок хранения свободных денежных средств, а также порядок их хранения в кассе сверх установленных лимитов.

Студланс — биржа заказчикови авторов студенческих работ

Не только студенты технических и математических ВУЗов должны решать задачи. Многие экономические, юридические и даже гуманитарные высшие учебные заведения предлагают своим студентам такие предметы и программы, по которым необходимо не только писать курсовые и рефераты, но и решать задачи.

Например, решение задач по административному праву входит в студенческую программу на многих гуманитарных факультетах.

Задачи по административному праву (25 различных задач с решениями! )

ААЭП, юридический факультет, заочное отделение, 3 курс В работе содержится 25 решенных задач (4 варианта контрольной работы) по различным ситуациям, встречаемых в административных правоотношениях.

Согласно п. 2. ст. 27 Закона РФ «Об образовании» образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию, вправе выдавать своим выпускникам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании государственного образца.

Вопросы по административному праву

1.Общее понятие управления и его виды 2. Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти 3.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти 4.Функции и принципы административного права 5. Предмет административного права 6. Метод административного права: понятие и особенности 7.

Понятие и виды административно-правовых норм 8. Источники административного права: понятие система 9.

Тема Административное право

Вопрос: Мы с друзьями сидели вечером на лавочке на территории детского садика и пили из бутылок пиво.

Подошли сотрудники ППС объяснили нам что распитие спиртных напитков, а также нахождение в нетрезвом виде в общественных местах запрещено и доставили нас в отделение милиции для составления протокола об административном правонарушении. В отделении нам выписали каждому штраф по 500 руб.

Правомерны ли действия сотрудников Органов Внутренних Дел. Ответ: В соответствии с ч 2 ст.